Что вы знаете о таком понятии, как семейная бухгалтерия? Как ни странно, но у большинства хозяек нет однозначного ответа на этот вопрос. А ведь деньги очень похожи на снег — стоит только взять их в руки, как они сразу начинают таять. Все умеют тратить средства, но у многих ли получается это делать с наибольшей пользой для себя и своих близких?
Домашний финансовый учёт
Семейная бухгалтерия – это целая наука. Здесь нужны особые знания, специальный подход и большая выдержка! К сожалению, очень многие хозяйки не считают свои расходы. Да что там многие… подавляющее большинство людей не ведут учёта денег в собственных кошельках. Часто кажется, что нет особого смысла проводить такие расчёты. Кому нужны все эти сложности? Однако подобное отношение к финансам может однажды сыграть против вас.
Бюджет – это очень щепетильная тема. На том, кто его ведёт, лежит большая ответственность, поскольку такую работу нужно выполнять очень аккуратно и методично. Все записанные финансовые операции семьи называются семейной бухгалтерией. Именно из этих записей становиться понятно, откуда взялись средства и на что были потрачены. Но для большинства из нас бюджет семьи, это просто два слова, подразумевающие некие семейные деньги.
Вы ведь не ведёте учёт расходов ни на бумаге, ни в компьютере, не так ли? Почему мы так уверены? Потому что недавний опрос трёх с половиной тысяч женщин показал, что только 2% хозяек делают какие-то записи своих трат. И к этим пометкам словосочетание «семейная бухгалтерия» относится очень слабо.
Финансовый учёт нужно вести всем и всегда! И не потому, что времена тяжелые. Просто это поможет вам экономить и правильно распоряжаться своим заработком.
Доходы и расходы
Независимо от того, какой заработок в вашей семье, очень важно знать, как правильно распоряжаться финансами. Что бы не вспоминать, на что вы потратили деньги, нужно каждый день контролировать свои траты. Семейные расходы нуждаются в постоянной инспекции. Основная задача такого строгого контроля — понять, на чём можно хоть немного сэкономить. А самый лучший способ регулировать свои издержки – это делать ежедневные записи в так называемый журнал учёта расходов.
Итак… из чего же состоят семейные расходы, и как работает домашняя бухгалтерия? Для осуществления систематического контроля за своими деньгами вам понадобятся: журнал учёта, ручка, линейка и обычные конверты. Журнал учёта можно купить в канцелярском магазине или сделать его из толстой тетради, разделив каждый её лист на четыре графы: первая графа — это доходы, а остальные 3 — расходы. В «доходы» заносите абсолютно все поступающие в семью деньги — семейная бухгалтерия требует особой педантичности! А вот с расходами ситуация немного сложнее…
Куда вы тратите деньги?
Во вторую графу записывайте обязательные расходы. Это та категория денежных трат, от которой никуда не деться: коммунальные платежи, абонентская плата за интернет, телефон (мобильный сюда тоже включайте) и домофон, кабельное TV; оплата за детский сад, школу, институт и т.п. Включайте сюда все ежемесячные «автоматические» платежи.
Третья графа – это основные финансовые издержки. Поскольку данная расходная статья заслуживает особого внимания, она называется основной. Сюда следует включать затраты на продукты питания, транспорт (если свой, то стоимость бензина или газа), одежду, парикмахерскую, лекарства, детские карманные деньги и так далее.
Четвёртая графа называется — независимые расходы. Сюда можно записывать все виды развлечений, отдых, путешествия и тому подобное. По большому счёту – это счастливые траты на удовольствия, без которых ваша жизнь была бы слишком пресной. При необходимости можно добавлять любые новые категории трат, которые лучше объединять в группы товаров или услуг. Например, очень много средств уходит на семейный быт: зубную пасту, мусорные пакеты, гвозди, ремонт бытовых приборов, тех. обслуживание автомобиля, услуги фотопечати и прочее. Эти затраты можно объединить в категорию под названием «хозяйственные и бытовые расходы».
Семейная бухгалтерия — это довольно гибкая наука. И если вам удобнее вести учёт по тематическим категориям, таким как: питание, медицинское обслуживание, учёба, развлечения, гости и т.д., то так и делайте. В течение всего месяца записывайте все доходы и расходы своей семьи. Даже если ваш мужчина редкий скупердяй или транжира, не стесняйтесь спрашивать, сколько он сегодня потратил и на что именно. А в конце месяца «подбивайте» итог полученных и потраченных средств.
Планирование семейного бюджета
Теперь о конвертах, которые были упомянуты ранее. Вот для чего они нужны. После подведения месячных итогов, вы увидите какие суммы были потрачены на определённые категории товаров и услуг. Для каждой статьи домашних расходов выделите отдельный конверт, подпишите его в соответствии с названием категории и положите туда сумму, полученную после подсчётов. Это будет тот лимит денег, который не следует превышать в следующем месяце. Именно так и происходит планирование бюджета.
Через несколько месяцев вы поймёте, на что идут основные семейные расходы, где следует себя ограничить, а куда добавить больше средств. Ещё желательно не тратить деньги из одного конверта на нужды другого, поскольку тогда теряется весь смысл подведения итогов, и, соответственно, составления бюджета на последующие периоды. По прошествии года, вы сможете подвести годовой итог трат и сделать примерный финансовый план на следующие двенадцать месяцев.
Непредвиденные траты
Существует ещё один конверт, деньги из которого предполагается тратить на непредвиденные обстоятельства. Это так называемая «несгораемая сумма», которая нужна для разных неожиданностей, таких как несчастный случай, болезнь, срочный ремонт автомобиля или квартиры, переезд и прочее. Но не стоит под несчастные случаи «подписывать» все свои неудачи и постоянно «потрошить» эту копилку. Причины использования средств из этого конверта действительно должны быть вескими.
Какую ежемесячную сумму откладывать для непредвиденных ситуаций решать вам. Обычно это от пяти до десяти процентов месячного дохода. Часто всё зависит от самого планирования семейного бюджета на следующий месяц и настроения хозяйки. Да-да, настроение тут играет не последнюю роль! Если весь последний год вам везло, и сумма этого конверта осталась нетронутой – положите её в банк, на депозит, под проценты с возможностью снятия. Иначе инфляция будет «откусывать» от этой суммы значительные куски.
Не пугайтесь — вести домашнюю бухгалтерию не так сложно, как это может показаться сразу. Старайтесь придерживаться данных рекомендаций и у вас всё получится. Кстати, учёт средств можно вести на и компьютере, тем более, что сейчас существует большое количество программ для этих целей.
Добавить комментарий